Вопросы священнику
В: Кто может быть крёстным?
О:Крёстными могут быть бабушки, дедушки, братья, сёстры, друзья, знакомые. Они должны быть крещёными и верующими. Крёстные родители одного ребёнка не могут быть между собой мужем и женой и в будущем уже не могут вступить друг с другом в брак, потому что становятся духовными родственниками.
В: Не лучше ли отложить Крещение до того времени, когда ребёнок сможет сам сознательно сказать, что он верит в Бога?
О:Раз Бог даровал родителям ребёнка, у которого есть не только тело, но и душа, то и заботиться они должны не только о его телесном возрастании. Таинство Крещения есть духовное рождение, которое является первым и незаменимым шагом на пути к вечному спасению. В Крещении благодать Божия освящает естество человека, омывая первородный грех и наделяя даром жизни вечной. Только крещёный ребёнок способен полноценно приобщаться к святыням, причащаться, вообще воспринимать благодать, которая убережёт его от многих искушений и пороков в период возрастания и взросления. А кто откладывает Крещение ребёнка, тот оставляет маленькую душу доступной воздействию греховного мира.
Конечно, маленький ребёнок ещё не может выразить своей веры, но это не значит, что родители должны пренебречь его душой. Далеко не всегда учитываются желания маленьких детей по многим важным для них вопросам. Например, некоторые дети боятся и не хотят посещать больницу, но ведь родители, даже вопреки их желанию, лечат их. А Таинства Церкви, первое из которых – Крещение, есть духовное врачевство и то духовное питание, в котором нуждаются дети, хотя они ещё и не осознают этого.
В: Можно ли держать горящую свечу в руке и стоять с ней?
О: С зажженными свечами принято стоять на панихиде, во время богослужения утрени Великого Пятка. С горящей свечкой надо обращаться осторожно: следить, чтобы воск не капал на пол, и чтобы случайно не воспламенилась одежда на человеке, который стоит впереди. В остальное время правильнее ставить свечу на подсвечник, который специально для этого предназначен. В храме надо соблюдать установленный порядок, а не поступать, как захочется.
В: Можно ли на могиле покрошить просфору?
О: Просфора — это освящённый церковный хлеб, относится к нему нужно с благоговением как к святыне. Крошить просфору на могиле нельзя. Усопшие не нуждаются в телесной пище, они нуждаются только в молитвах о них.
В: Как почитать святого?
О: Почитание святого состоит в подражании его жизни, в молитвенном обращении к нему, в посещении церковных служб, посвященных дням его памяти.
В: Что важно в молитве и поклонах?
О: Надо помнить, что не в словах и поклонах дело, а в возношении ума и сердца к Богу. Молитва должна быть мирной, прежде молитвы нужно примириться с ближними. Надо иметь покаянное чувство, сознавать свое недостоинство и вину перед Богом. Молитву надо совершать с усердием, со вниманием, в тишине и спокойствии, вникая в слова молитвы, отгонять злые помыслы и устремлять ум к Богу.
В: Зачем надо молиться?
О: Через молитву происходит соединение человека с Богом, то есть в определённой мере осуществляется цель назначения человека – обожение его. После искренней, исполненной веры молитвы душа становится умиротворённой, спокойной, молитва доставляет внутреннюю ясность.
В: Зачем идти на молитву в храм, если Бог в душе и можно молиться Ему и дома?
О: Быть христианином и не ходить в храм значит сознательно отстраняться от того, что даровал Христос – очищения от грехов в покаянии, единения с Ним в Евхаристии, исцеления от болезней в Елеосвящении, благодатного общения со святыми и многих духовных даров, которые люди обретают лишь в храме.
В: Почему надо носить нательный крест?
О: Смысл ношения на себе креста раскрывается в словах апостола Павла: «Я сораспялся Христу» (Гал. 2:19). Освященный нательный крест – это символ веры и знак принадлежности к Церкви Христовой. Крест ограждает от злых духов. Тот, кто не желает носить крест, сам отвергает помощь Божию.
В: Что делать, если есть подозрение, что сглазили, как избавиться от сглаза?
О: Во-первых, забыть о нём. Во-вторых, осознать, что реальные беды и скорби, посещающие людей, происходят от греховной жизни и являются действием благодати Божией, призывающей к покаянию. В-третьих, откликнуться на этот призыв и войти в ограду Христовой Церкви с искренним желанием исцелиться от своих грехов, с намерением воспринять всем сердцем церковное вероучение и благочестие, с желанием приобщиться к благодати Таинств церковных, исцеляющей и возрождающей к новой жизни во Христе.
В: Можно ли заниматься астрологией?
О: Занятия астрологией, йогой, оккультными науками – большой грех, так как через них человек вступает в контакт с тёмной силой и попадает от неё в зависимость. Если в этом не раскаяться и вовремя не остановиться, то конец может быть плачевным.
В: Как помочь пьющему человеку, не желающему идти в храм?
О: Сложно помочь одержимому пьянством человеку, если он сам не хочет меняться. В этом случае родным и близким придётся только молиться Господу и Божией Матери. «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16). Господь на искреннюю и усердную молитву может откликнуться так, что посредством особых обстоятельств жизни, либо через внутреннее пробуждение души призовёт ранее пившего человека к новой жизни. Важно знать, что ошибочным является мнение, будто кого-то можно исправить одним убеждением. Постоянные упреки, ссылки на тяжелую жизнь и на безответственное поведение пьющего только загонят его внутрь себя или вызовут агрессивное желание защищаться. Надо постараться пробудить в пьющем человеке интерес к реальной жизни, чтобы он сердцем почувствовал, что нужен другим, дорог для своей семьи, и что алкоголизм лишает его радости быть для кого-то полезным.
В: Существует поверье, что до сорокового дня нельзя ничего отдавать из вещей умершего. Верно ли это?
О: Ходатайствовать за подсудимого нужно до суда, а не после него. После смерти, когда душа проходит мытарства, совершается суд, надо ходатайствовать за неё: молиться и совершать дела милосердия. Надо делать добро за усопшего: жертвовать в монастырь, в церковь, раздавать вещи умершего, покупать священные книги и дарить верующим со дня его смерти до сорокового дня и после него. В сороковой день душа определяется в то место (блаженства или мучения), в котором она будет пребывать до Страшного Суда, до второго Пришествия Христова. До наступления Страшного Суда можно изменить загробную участь усопшего усиленной молитвой за него и милостыней.
В: Что делать при посещении кладбища?
О: Придя на кладбище, надо прибрать могилу. Можно зажечь свечу. Если есть возможность, пригласить священника для совершения литии. Если такой возможности нет, то можно самостоятельно прочитать краткий чин литии, предварительно приобретя в храме или православном магазине соответствующую брошюру. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Просто помолчать, вспомнить покойного.
В: Как лучше читать молитвы – наизусть или по молитвослову?
О: Хорошо знать на память «Символ веры» и основные молитвы: «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся…» Нет такого церковного правила, чтобы заучивать молитвы наизусть. Если ежедневно исполнять утреннее и вечернее молитвенные правила, то они будут запоминаться сами собой. Главное – читать молитвы благоговейно, внимательно, с покаянным чувством.
В: Отмечают ли верующие день своего рождения?
О: Да, отмечают. Жизнь – это великий Божий дар. Земная жизнь дана человеку для подготовки к жизни вечной. Православные верующие в день своего рождения обращаются к Богу с благодарственными молитвами за прожитые годы и стараются в этот день исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Накрывается и праздничный стол для угощения родных, близких и друзей.
В: Что будет, если в обычную воду добавить крещенскую?
О: Крещенская вода освятит обычную воду, и вся она станет освящённой.
В: Как правильно повесить дома иконы, в каком порядке?
О: Располагать иконы в святом углу или домашнем иконостасе нужно по принципу иерархичности. Главное место должно быть выделено иконам Пресвятой Троицы, Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Икона Пресвятой Богородицы, как правило, ставится рядом с изображением Спасителя, одесную (то есть справа, по правую руку) Его. Остальные иконы располагаются по обе стороны от них, изображая собор святых вокруг Господа Иисуса Христа. Обязательно на видном месте должен поставляться святой крест, как символ спасения людей от вечной смерти.
Возле икон не следует помещать изображения светские, фотографии или картины мирской тематики – они будут отвлекать от молитвы, вносить в душу посторонние помыслы. Фотографии известных старцев и канонизированных святых XIX–XX веков лучше помещать отдельно от иконостаса, поскольку фотография фиксирует отдельный момент земной жизни святого, а икона изображает его прославленный лик в Небесном Царстве.
В: Можно ли поставить свечу о некрещёном новорождённом ребёнке, который заболел?
О: Молиться о некрещёных своей личной молитвой и ставить за них свечи можно, нельзя только писать их имена в церковных записках, так как Церковь о некрещёных не молится.
Заболевшего ребёнка надо как можно скорее крестить. Если ребёнок болен тяжело, можно позвать священника домой или в роддом. В Таинстве Крещения ребёнок получит особую благодать, которая будет ему помогать. Если ребёнок умрёт некрещёным, на родителях будет грех. А крещёного ребёнка можно причащать, заказывать сорокоусты, молебны о здравии – это первая помощь в болезнях.
В: Как представлять себе того, кому молишься?
О: Молясь Богу, не надо воображать Его никак, а только веровать, что Он близко и всё видит и слышит. Святые отцы категорически запрещают что-либо или кого-либо представлять во время молитвы, так как от этого можно впасть в болезненное духовное состояние, называемое прелестью.
В: За кого нельзя подавать записки?
О: Записки в храме нельзя подавать за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещёных, инославных (католиков, протестантов, армян), иноверцев (мусульман, иудеев, буддистов и пр.), а также за самоубийц, за убеждённых атеистов и богоборцев, даже если они были крещены.
В: Кому поставить свечу об отпущении грехов? Что читать об отпущении грехов?
О: Грехи отпускаются только на Исповеди после искреннего, подробного исповедания всех их в присутствии священника и прочтения им разрешительной молитвы. Свеча – это символ, сама по себе она не освобождает от грехов и не соединяет с Богом.
В: Можно ли святую воду малого освящения пить в течение дня или это разрешается только натощак?
О: Воду малого освящения можно пить в течение дня.
В: Я совершил довольно серьёзный грех и не надеюсь, что Господь простит мне.
О: Господь, зная слабость нашей природы, когда мы, преткнувшись, впадаем в какой-нибудь грех, требует от нас только того, чтобы мы не отчаивались, но отстали от грехов и поспешили к исповеди. И если это мы сделаем, Он обещает нам скорое помилование, потому что Сам говорит: «Разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются? (Иер. 8, 4)» (Святитель Иоанн Златоуст)
В: Очень трудно даётся совершение вечернего молитвенного правила.
О: Оттого вечером не бывает охоты молиться, что человек никак не совладает с собой, чтобы хоть немного умягчить свою душу… Кончат, например, свои утренние молитвы и думают, что в отношении к Богу всё тем и исполнено; затем целый день только дело за делом, а к Богу и не обратятся; разве к вечеру придёт на мысль, что вот опять скоро надо становиться на молитву… Вот эту неправость (не всеобщую ли почти?) и надобно исправить: т.е. надо сделать так, чтоб душа не тогда только к Богу обращалась, когда стоишь на молитве, но и в продолжение всего дня, сколько можно, непрерывнее душа возносилась к Нему и пребывала с Ним. (Святитель Феофан Затворник)
В: Неужели грех гордиться собственным трудом?
О: Не будь славолюбив и в сердце своём не держи самовосхваления, говоря: я то и то сделал, в том и том преуспел. Такие помыслы дышат тщеславием, и кто ими набит, тот стал жилищем нечистых духов. (Преподобный Антоний Великий)
В: На исповеди каюсь практически в одних и тех же помыслах и грехах. Стоит ли в них исповедоваться каждый раз?
О: Кто бывает борим каким-нибудь страстным помыслом или скорбит от оного и не исповедует его, тот сам укрепляет его против себя, т.е. подаёт помыслу силу более бороть и мучить его. Если же он станет бороться и сопротивляться помыслу своему, то страсть ослабевает и не имеет сил бороть его и наносить ему печали; и таким образом, мало-помалу, подвизаясь и получая помощь от Бога, он преодолеет и саму страсть. (Преподобный авва Дорофей)
В: Говорят, что за усопших молиться бесполезно, так как участь их уже решена по делам земным. Нужно ли молиться за умерших, и если да, то почему?
О: Это долг любви братской. Пока последним судом не разделены верующие, все они, и живые, и умершие составляют единую Церковь. И все мы взаимно друг к другу должны относиться, как члены одного тела: в духе доброхотства и любительного общения, и живые и умершие – не разграничиваясь пополам умиранием. Говорят: «Участь их решена»… Участь отошедших не считается решённою до всеобщего суда. Дотоле мы никого не можем считать осуждённым окончательно; и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на всемерное милосердие Божие… Мы не можем не поминать родителей, братьев, сестёр, родных и знакомых. И как ни кричи, умишко: почему? Сердце всё будет своё делать – поминать. (Святитель Феофан Затворник)
В: Как уберечься от греха, ведь кругом столько соблазнов?
О: Когда увлекаешься в какой-нибудь грех, представь мысленно Страшный Суд и Судию, и сим страхом воздерживай душу от худых пожеланий. (Святитель Василий Великий)
В: Прощаются ли при соборовании забытые грехи?
О: Таинство Елеосвящения (соборование) — одно из семи таинств, в котором совершается врачевание души и тела через молитвенное призывается на больного благодати Божией и семикратное помазание святым елеем. О существовании его в древней Церкви свидетельствует Соборное послание св. апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне (Иак.5:14). В этом же Послании говорится и о прощении грехов: И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак.5:15).
О прощении грехов в таинстве соборования пишут святые отцы: «Сила Таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи, забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие» (Преподобный Амвросий Оптинский).
В: Что такое артос?
О: По древнему преданию, Господь Иисус Христос после Своего Воскресения приходил к апостолам во время их трапез. Среднее место оставалось свободным, в середине стола лежал предназначенный Господу хлеб. Постепенно появилась традиция в праздник Воскресения оставлять хлеб в храме (по-гречески он назывался «артос»). Его оставляли на особом столе, как это делали апостолы. Артос освящается в каждом храме по окончании ночной пасхальной Литургии. В течение всей Светлой седмицы артос обносится во время крестных ходов вокруг храма, а в субботу после благословения раздаётся верующим.
В: Есть очень благочестивые женщины, постоянно ходят в храм, но, встречаясь в храме, только и делают, что обсуждают новости.
О: Кто в храме Божием непрестанно пустословит, тот ходит не только без пользы, но и со вредом. (Святитель Василий Великий)
В: Церковь не признаёт тех, кто ворожит, но ведь среди них есть и те, кто вылечивает от болезней, что же в этом плохого?
О: Как торговцы невольниками, предлагая малым детям пирожки, сладкие фрукты и тому подобное, часто уловляют их такими приманками и лишают свободы и даже самой жизни, так точно и чародеи, обещав вылечить болезнь, лишают человека спасения души. (Святитель Иоанн Златоуст)
В: Во время молитвы часто отвлекаюсь мыслью о житейских заботах.
О: Помышляй о благолепии небесных благ и не войдет в тебя никакое пристрастие к земле и к земным наслаждениям. (Преподобный Нил Синайский)
В: Стал недавно ходить в церковь, с чего начать возрождение души, как начать духовную жизнь?
О: Кто хочет приступить к Господу, сподобиться вечной жизни, соделаться обителью Христовой,… тот должен начать тем, чтобы прежде всего уверовать в Господа… И ему надлежит непрестанно пребывать в молитве, с верою в чаяния Господа, всегда ожидая Его посещения и помощи. Потом, по причине живущего в нем греха, надлежит ему понуждать себя на всякое доброе дело, к исполнению всех заповедей Господних … Принуждать себя к любви, если кто не имеет любви, принуждать себя к кротости, если не имеет кротости; принуждать себя к тому, чтобы милосердным быть и иметь милостивое сердце,… когда пренебрегают – быть великодушным, когда унижают или бесчестят – не приходить в негодование: надлежит принуждать себя к молитве, если не имеет кто духовной молитвы.
В таком случае Бог, видя, что человек столько подвизается и против воли сердца с усилием обуздывает себя, даст ему истинную духовную молитву, даст истинную любовь, истинную кротость, истинную доброту и, одним словом, исполнит его духовного плода. (Преподобный Макарий Великий))
В: Как избавиться от рассеянности мысли при молитве?
О: Надо употребить напряжение на сохранение внимания, зная наперед, что мысль отбегать будет. Потом, когда во время молитвы она отбежит, – возврати ее; опять отбежит – опять возврати; так всякий раз. Но всякий раз же, что прочтено будет во время отбегания мысли, – и, следовательно, без внимания и чувства – снова прочитывать не забывай; и хоть бы мысль твоя несколько раз отбегала на одном месте, несколько раз читай его, пока не прочтешь с понятием и чувством. Одолеешь однажды это затруднение – в другой раз, может быть, оно не повторится, или повторится не в такой силе. (Святитель Феофан Затворник)
Молиться нужно так, чтобы ум был всецело собран и напряжен… Во время молитвы мы можем удерживать внимание, если будем помнить о том, с Кем беседуем, если будем представлять, что приносим духовную жертву. (Святитель Иоанн Златоуст)
И если ты сам не слышишь своей молитвы (по рассеянности), то как же ты хочешь, чтобы Бог услышал её? (Святитель Иоанн Златоуст)
В: Нет сил и терпенья жить с роднёй. Хочу уйти в монастырь.
О: Чтобы жить в монастыре, надо терпения не воз, а целый обоз. (Преподобный Амвросий Оптинский)
В: Трудно спастись в этом злобном и развращённом мире.
О: Хочешь спастись? – пребывай в Церкви, и она не выдаст тебя. Церковь есть ограда: если ты внутри сей ограды, то тебя не тронет волк; а если выйдешь вон, то будешь похищен зверем. Не уклоняйся от Церкви: нет ничего в мире сильнее её. Она – твоя надежда, в ней твоё спасение. (Святитель Иоанн Златоуст)
В: Можно ли дома читать Евангелие сидя?
О: Евангелие читать сидя можно, но не умаляя благоговения. (Святитель Феофан Затворник)
В: Неужели дьявол так силён и властен над людскими душами?
О: Если человек сам собой не даёт повода сатане подчинить его своему влиянию, то сатана никак не может возобладать им насильно. (Святитель Игнатий Брянчанинов)
В: Как жить с постоянным страхом смерти?
О: Память о смерти считалась добродетелью ещё в дохристианские времена. Нам эта память помогает не забывать об ответе, который нужно будет всем дать на Страшном суде и о призрачности всякого земного счастья. Для христиан смерть – переход в другую жизнь, смерть – это не конец жизни, а окончание земного странствования, исполненного трудностей и искушений, и скорбей. С этим страхом не надо справляться, нельзя жить, как живут сейчас многие, не думая о смерти. Но и унывать не надо. Любовь сильнее смерти! Смерть – это только временная разлука с нашими дорогими близкими. Для людей, живущих праведно, смерть – это радость встречи с Богом!
В: Как жить церковной жизнью, если сам этого не хочешь? Разумом понимаешь, что вне Церкви нет спасения (для меня), а в сердце холод и безразличие. Как победить в себе лень и боязливость?
О: Святой апостол Павел, писал: что хочу, не делаю, а что не хочу, делаю. Во мне действует какой-то другой закон. Закон греха (Рим. 7:19-23). Видите, даже первоверховный апостол говорит о действии в нём силы, противящейся делу спасения души. В Евангелии говорится, что Царство Божие усилием берётся (Мф. 11:12). Вот и нужно нам совершать усилие и всегда на помощь призывать Бога! Очень важна в деле спасения роль духовника. Господь помогает преодолеть лень и боязливость тому, кто серьёзно подходит к Таинству Исповеди, стремится к причащению Святых Таин. Не унывайте, не печальтесь! Ничего, что пока в сердце холод. Это следствие прежних грехов и действие противника нашего спасения. Согревайте сердце молитвой, читайте о подвигах святых, особенно близких нам новомучеников. Очень помогают преодолеть безразличие слова старцев, которые жили в наше время: отца Иоанна (Крестьянкина), старца Паисия Святогорца. Господь поможет, и постепенно преобразится душа!
В: Иногда сделаешь дело хорошо и начинаешь гордиться, охватывает самомнение.
О: Для подавление самомнения привыкайте, главное, всё доброе относить к Господу, как к причине… и Его благодарить… Всё ли у нас исправно? Конечно, нет. Вот и поминайте эти неисправности… они и закроют от глаз ваших исправности… и нечем будет повеличаться. (Святитель Феофан Затворник)
В: Иногда при первом взгляде на просящего подаяние хочется подать милостыню, но желание это неожиданно исчезает. Давать ли в таких случаях подаяние?
О: Когда хочешь подать милостыню, а помысл наводит сомнение, чтобы не подать; тогда испытай свой помысл, и если найдёшь, что он делает так по скупости, то дай и ещё несколько более против того, чтобы следовало дать. (Преподобные Иоанн и Варсонофий)
В: Каждый день увеличиваю количество прочитанных молитв. Правильно ли я поступаю?
О: Надо помнить, что сущность молитвенного подвига заключается не в количестве прочитанных молитвословий, а в том, чтобы прочитанное было прочитано со вниманием, при сочувствии сердца… Похвально количество, когда оно приводит к качеству. Качество истинной молитвы состоит в том, что ум во время молитвы находится во внимании, а сердце сочувствует уму. (Святитель Игнатий Брянчанинов)
В: Во время Крещения мне предложили отречься от сатаны, но я с сатаною никакого договора не заключал, так от чего же отрекаться?
О: «Отрекаюсь от сатаны и всех дел его»… Каких дел? – Блуда, прелюбодеяния, нечистоты, лжи, воровства, зависти, гадания, ворожбы, раздражительности, гнева, хулы, вражды, ссоры, ревности. Отрекаюсь пьянства, празднословия, гордыни, празднолюбия. Отрекаюсь глумления, бесовских песен, вызывания духов… Нет и времени перечислить все. Отрекаюсь всего, именуемого худым, что ненавидит Бог. (Прп. Ефрем Сирин)
В: Как вести себя при неприятностях?
О: Какая бы не постигла тебя скорбь, не обвиняй в этом никого, кроме себя, и говори: «Это случилось со мною за грехи мои». (Прп. авва Ор)
Благодарение Богу за всё! Это слово наносит смертельную рану диаволу и во всякой беде доставляет говорящему сильнейшее средство к ободрению и утешению. Не переставайте же никогда его произносить (особенно в скорбях) и научайте тому других. (Свт. Иоанн Златоуст)
В: Почему обязательно нужно быть крещёным, неужели нельзя быть просто хорошим человеком и творить добрые дела?
О: Кажутся мне цветущие добрыми делами, но не ведающие Бога похожими на останки мертвецов, хоть и прекрасно одетых, но бесчувственных к прекрасному. (Святитель Игнатий Брянчанинов)
Если кто и добр по делам, но не получил запечатления водою, не войдёт в Царство Небесное. (Святитель Кирилл Иерусалимский)
В: Прощаются ли все грехи при Крещении?
О: Святым Крещением изглаживается первородный грех и грехи, сделанные до Крещения. Отнимается у греха насильственная власть над нами. (Святитель Игнатий Брянчанинов)
«Исповедую едино Крещение во оставление грехов…» («Символ веры» – творение Святых отцов первых Вселенских Соборов)
В: Бывает ли, что святая вода «не помогает»?
О: Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освящённый хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасёт, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».
Чудеса исцелений происходят и в наши дни, и они бесчисленны. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет её с живой верой в обетования Божии и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению.
В: Как стяжать страх Божий?
О: До́лжно всегда иметь Бога пред собою. Всегда видел я пред собою Господа (Пс. 15, 8). Страх Божий приобретается ещё исполнением заповедей Божиих и чтобы делать всё по совести. (Преподобный Амвросий Оптинский)
В: Во время Крещения мне предложили отречься от сатаны, но я с сатаною никакого договора не заключал, так от чего же отрекаться?
О: «Отрекаюсь от сатаны и всех дел его»… Каких дел? – Блуда, прелюбодеяния, нечистоты, лжи, воровства, зависти, гадания, ворожбы, раздражительности, гнева, хулы, вражды, ссоры, ревности. Отрекаюсь пьянства, празднословия, гордыни, празднолюбия. Отрекаюсь глумления, бесовских песен, вызывания духов… Нет и времени перечислить все. Отрекаюсь всего, именуемого худым, что ненавидит Бог. (Прп. Ефрем Сирин)
В: Как вести себя при неприятностях?
О: Какая бы не постигла тебя скорбь, не обвиняй в этом никого, кроме себя, и говори: «Это случилось со мною за грехи мои». (Прп. авва Ор)
Благодарение Богу за всё! Это слово наносит смертельную рану диаволу и во всякой беде доставляет говорящему сильнейшее средство к ободрению и утешению. Не переставайте же никогда его произносить (особенно в скорбях) и научайте тому других. (Свт. Иоанн Златоуст)
В: В среду и пятницу не ем мяса, соблюдаю длительные посты, но как-то не замечаю за собой духовной пользы от этого.
О: Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления. (Святитель Иоанн Златоуст)
В: Как определить меру в соблюдении поста?
О: Мерное употребление пищи, по мнению святых Отцов, состоит в ежедневном употреблении столько пищи, чтобы после вкушения её ещё чувствовался голод. Такая мера сохранит душу и тело в одинаковом состоянии, и не попустит человеку вдаваться ни в чрезмерный пост, расслабляющий тело, ни в пресыщение, подавляющее дух. (Преподобный Кассиан Римлянин)
Общее правило умеренности воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения. (Преподобный Кассиан Римлянин)
Каждому мера и внутренний учитель – своя совесть. (Преподобный Паисий Величковский)
В: Что такое пост душевный?
О: Есть пост телесный, есть пост и душевный. При телесном посте тело постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла. (Святитель Василий Великий)
В: Говорят, что нельзя отвечать на оскорбления, а если они несправедливы?
О: Не воздавай ни злом за зло, ни оскорблением за оскорбление, ибо этим смиряет тебя Сам Господь, видя, что ты не смиряешься сам собою….
Будь мудр, и уста тех, кои худо говорят о тебе, заграждай молчанием. (Преподобный Антоний Великий)
В: Как относиться к согрешившему близкому?
О: Если можешь, помоги ему восстать от греха – подай ему руку помощи; если же не можешь – хоть помолись о нём. (Святитель Димитрий Ростовский)
В: Как ни стараюсь жить по заповедям и быть добродетельным, никак не получается.
О: Людям, не имеющим природных к добру расположений, не следует в отчаянии о себе, опустив руки, небречь о боголюбивой и добродетельной жизни, как бы она ни была недоступна и недостижима для них; но должно и им подумать и посильнее приложить попечение о себе. Ибо, хотя и не возмогут они достичь верха добродетели и совершенства, но, всячески думая о себе и заботясь, они или сделаются лучшими, или, по крайней мере, не станут худшими – и это немалая польза для души. (Преподобный Антоний Великий)
В: Меня беспокоит, что иногда во время болезни приходится нарушать пост.
О: Того, кто ест не для услаждения себя, а по немощи телесной, Бог не осуждает. (Преподобные Иоанн и Варсонофий)
В: Почему неумеренно строгий пост нежелателен?
О: Неумеренное неядение может не только колебать постоянство и твёрдость души, но и совершение молитв делать безжизненным по причине изнеможения тела… Неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что от последнего, в силу раскаяния, можно перейти к правильному действию, а от первого нельзя. (Преподобный Иоанн Кассиан).
В: Постоянно преследуют страстные помыслы. Как отогнать их от себя?
О: Не барахтаться со страстными помыслами своим мысленным препирательством с ними, а тотчас обращаться к Господу с молитвою против них… Только не переставайте с усердием молиться. (Святитель Феофан Затворник)
В: Иногда в опредёленной противоречивой ситуации не знаешь, как поступить, и не с кем посоветоваться.
О: Когда хочешь разрешить какое недоумённое (запутанное) дело, то ищи относительно его того, что Богу приятно, и найдёшь ему полезное разрешение. (Преподобный Марк Подвижник)
В: Почему крестный ход в ночь Пасхи идёт против часовой стрелки?
О: Совершая крестный ход, православные идут навстречу солнцу, так как Спаситель мира Иисус Христос, по определению Церкви, является Солнцем Правды. Мы идём навстречу нашему Господу.
В: Почему яйцо является символом Пасхи?
О: Есть предание, что святая равноапостольная Мария Магдалина, дойдя с проповедью до Рима, преподнесла римскому императору Тиберию куриное яйцо со словами Христос Воскресе! Император усомнился, что кто-то может воскреснуть, подобно тому как белое яйцо не может стать красным. В это время произошло чудо: белое яйцо стало окрашиваться в красный цвет. После этого христиане усвоили этот символ и стали красить на праздник Пасхи яйца. Из яйца рождается новая жизнь. Скорлупа изображает гроб, а красный цвет указывает одновременно на кровь, пролитую Иисусом Христом за людей, и на царское достоинство Спасителя (на востоке в древности красный цвет был царским).
В: Говорят, что вера в Бога и пьянство несовместимы.
О: Пьянство не даёт места Господу, пьянство отгоняет Духа Святого. Дым гонит прочь пчёл, а неумеренное винопитие отгоняет духовные дарования. (Святитель Василий Великий)
Пьянство – начало безбожия, ибо оно омрачает ум, которым обыкновенно наиболее познаётся Бог. (Святитель Василий Великий)
В: Можно ли после строгого поста позволить себе расслабиться или нужно придерживаться ограничения и после постов?
О: Строгие посты, если за ними последует излишнее послабление себе в пище, бывают ни во что, и плод их скоро вытесняется страстью чревоугодия. (Преподобный Иоанн Кассиан)
В: Как избавиться от постоянной раздражительности?
О: Пища для огня – дрова; а пища для раздражительности – высокоумие. Будь долготерпеливым… Долготерпение – прекрасный дар; оно изгоняет раздражительность, гнев и презрительность, приводит душу в мирное состояние. (Преподобный Ефрем Сирин)
В: Говорят, что нужно прощать обиды. Но на практике это сделать очень сложно.
О: Если кто обидит, не держи на него гнева, но прости ему тотчас и молись о нём Богу, чтобы и Бог ему простил. И, хотя сердце твоё не хочет этого, ты его преклоняй и убеждай и молись Господу, чтобы Он помогал тебе победить самого себя. Трудно это, но требуется от христианина.
Надо простить ближнего, если сам хочешь получить прощение от Бога. Прости – и тебе простится, если ты не простишь, то и тебе не простится. Страшно это, но истинно, ибо Святое Евангелие так учит. (Святитель Тихон Задонский)
В: Я верю в высший разум, который не обязательно может быть Богом, стараюсь жить по нравственным заповедям. Разве это плохо?
О: Спасается лишь тот, кто имеет главою Христа, а имеет главою Христа лишь тот, кто находится в Его Теле, Которое есть Церковь. (Блаженный Августин)
Признающие возможность спасения без веры во Христа, отрекаются от Христа и, может быть, не ведая, впадают в тяжкий грех богохульства. (Святитель Игнатий Брянчанинов)
В: Для чего человеку посылаются болезни?
О: Болезни посылаются для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение. (Преподобный Иоанн Лествичник)
Видел тяжко страждущих, которые телесным недугом, как бы некоторой епитимией, очищались от страсти душевной. (Преподобный Иоанн Лествичник)
Если схватит тебя болезнь, не унывай и не падай духом, но возблагодари Бога, что Он промышляет доставить тебе болезнью благо. Когда человек болен, тогда и душа его начинает искать Господа. Посему вразумление хорошо, если только вразумлённый благодарит. (Преподобный Ефрем Сирин)
В: Меня оклеветали, хотя я невиновен. Как реагировать?
О: Оклеветали вас.., хотя вы невиновны? Надо благодушно терпеть. И это пойдёт епитимией за то, в чём сами себя считаете виновным. Поэтому для вас клевета – это милость Божия. Надо непременно примириться с оклеветавшими, как это ни трудно. (Епископ Феофан Затворник)
В: Почему говорят, что Господь кого любит, того и наказует?
О: Правда Божия требует, чтобы грешник был наказан за грехи свои. Если же нужно грешнику непременно быть наказанным, то лучше ему быть наказанным здесь и терпеть с благодарением временное наказание, нежели в будущем веке бесконечно мучиться. (Святитель Тихон Задонский)
В: Есть ли православные приёмы самоконтроля над собою, чтобы не допускать худые помыслы?
О: Один способ (приём) трезвения есть: смотреть неотступно за мечтанием, или за прилогом; ибо без мечтания сатана не может устраивать помыслы. Другой – иметь сердце всегда глубоко молчащим и от всякого помысла безмолвствующим и молиться. Иной – непрестанно в смирении призывать на помощь Господа нашего Иисуса Христа. Иной еще способ – иметь в душе непрестанное памятование о смерти. Все сии делания подобно привратникам возбраняют вход худым помыслам. (Преподобный Исихий Иерусалимский)
В: Как быть, если одолевает сомнение в вере?
О: Хульные помыслы или неверие… прямо от врага… Гоните и молитесь… Кладите во время утренней и вечерней молитвы поклона по три, со словами: Господи приложи мне веру… ибо враг смущает меня, всевая помыслы неверия… И даст Господь. (Святитель Феофан Затворник)
В: Не могу понять смысла молитвы за врагов.
О: Если мы будем возносить молитвы за обижающих и оскорбляющих нас, тогда будет услышана и наша молитва за нас самих. (Святитель Иоанн Златоуст)
В: Как быть, если общение с другом по различным причинам не стало приносить радости, а даже наоборот?
О: Из-за кроящейся в тебе на брата твоего досады не помрачай прежней твоей похвалы о нём в беседах с другими, вмешивая в слова твои неприметно и порицание, но говори о нём с чистосердечной похвалою, молись о нём истинно, как о самом себе, и вскоре избавишься от гибельной ненависти. (Преподобный Максим Исповедник)
В: Иногда в спорах охватывает чувство гнева и раздражительности. Стоит ли в таких случаях вообще спорить и доказывать очевидное?
О: Когда встретишь человека, который, любя спорить, вступает с тобой в борьбу против истины и очевидности, то, прекратив спор, уклонись от него. Ибо, как дрянная вода делает ни к чему негожим самые лучшие вина, так и злые беседы растлевают людей добродетельных по жизни и нраву. (Преподобный Антоний Великий)
В: На книжных прилавках магазинов очень много книг, в которых излагается нестандартный взгляд на христианство. Можно ли их читать?
О: Храни ум и сердце от учения лжи, не беседуй о христианстве с людьми, заражёнными ложными мыслями, не читай книг о христианстве, написанных лжеучителями. (Святитель Игнатий Брянчанинов)
В: Меня часто попрекают, что я богатый, а богатому, мол, трудно войти в Царство Небесное. Что же мне делать?
О: Бог сделал тебя богатым, чтобы ты помогал нуждающимся, чтобы мог искупить свои грехи спасением других; дал тебе деньги не для того, чтобы ты запирал их на свою погибель, а чтобы расточал для своего спасения. (Святитель Иоанн Златоуст)
В: Как подавить самовосхваление?
О: Когда придёт самовосхваление, собирайте тогда всё из прежней жизни, чего, по совести, похвалить не можете и завалите этим восстающие помыслы, как иной раз вспышку огня заваливают землёю, чтобы не породился от малого большой пожар. (Святитель Феофан Затворник)
В: Иногда маловерующие люди задают мне вопросы по Священному Писанию, но на некоторые вопросы я не знаю, как ответить, а показать своё незнание неудобно, могут сказать: «Как это, верующий, а не знает?» Могу ли я толковать некоторые места Библии по-своему, исходя из своего церковного опыта?
О: Не следует самому вдаваться в изъяснения Священного Писания, ибо дело сие представляет немалую опасность для неверующих. Когда не знаешь, то лучше не говори ничего, потому что говорить о Священных Писаниях по своему разумению – есть безумие. (Преподобный Варсонофий Великий)
В: Для чего Господь посылает человеку искушения?
О: Искушения наводятся на одних для истребления грехов уже соделанных, на других для прекращения соделываемых ныне, а на иных — для отвращения имеющих последовать, исключая искушения, посылаемые для испытания человека, как то было с Иовом. (Преподобный Максим Исповедник)
В: Отчего вскоре после покаяния возвращаются к нам прежние грехи?
О: Когда, по благодати Божией, грешник приходит в сокрушение о своих грехах, кается и перестает грешить, бес из него изгоняется. Сначала он не беспокоит покаявшегося, потому что в том на первых порах много ревности, которая, как огонь, жжёт бесов и, как стрела, отражает их. Но потом, когда ревность начинает охладевать, подступает и бес издали со своими предложениями, забрасывает воспоминаниями о прежних удовольствиях и вызывает к ним. Не поостерегись только покаявшийся, и от сочувствия он скоро перейдёт к желанию. Если и здесь не опомнится и не возвратит себя в состояние прежней трезвенности, то падение недалеко. Из желания рождается склонение на грех и решимость. Внутренний грех готов, а для внешнего ожидается только удобство. Представится оно – и грех будет сделан. (Святитель Феофан Затворник)
В: Молитвенные правила я исполняю исправно, на исповеди грехи перечисляю, а всё какая-то недосказанность и неудовлетворение. Что делать?
О: Больше надо сокрушения о греховности, чем перечисления грехов, хоть и это необходимо. Больше молитвенных воздыханий из сердца, чем прочитывания молитв, хоть и это нужно. (Святитель Феофан Затворник)
В: Хочу начать доброе дело: и Церкви польза и людям, но не знаю справлюсь ли, да откровенно сказать и боюсь, что сатана будет мстить за доброе дело.
О: Соблюдая заповеди, ты будешь силён во всяком деле, и дело твоё будет всегда хорошо. Ибо, боясь Бога, ты из любви к Нему, всё делать будешь хорошо. А диавола не бойся: кто боится Бога, тот одолеет диавола: для того диавол бессилен. (Преподобный Серафим Саровский)
В: Почему часто получается так, что и помолюсь о каком-либо деле или начинании, а оно всё равно не получается?
О: Желай, чтобы дела твои устраивались не как тебе представляется, но как угодно Богу. (Святитель Григорий Нисский)
Молясь, ждите желаемого, но не предрешайте, что так и определит Господь, а предавайте сие на Его волю, с полною покорностью принять от Господа, что благоугодно Ему будет послать вам. Недостаток такой покорности покривляет молитву и лишает её силы: ибо без неё молитва будет иметь такой смысл: хочешь не хочешь, Господи, подай. (Святитель Феофан Затворник)
В: Неужели христианину нельзя и погулять, и повеселиться в доброй компании?
О: Если бы вкусные яства и предложены были кому, а на дне их скрыт смертоносный яд, то, полагаю, узнав о сём, никто не решился бы вкусить их – пусть и сладкая пища, да под нею яд. Таковы бесчинные утехи мирские, пиры, гулянья, музыки и прочие праздные утехи. И в них яд духовный, и не видит того бедный человек. (Старец Феодор Санаксарский)